Экологическая отчетность

Обеспечение возможности общественного контроля данных о воздействии на окружающую среду

Экологическая отчетность подразумевает раскрытие информации о мероприятиях управления воздействием добывающей промышленности на окружающую среду и мониторинга этого воздействия. К этой информации относятся сведения о соблюдении правовых и нормативных положений. В нее также входит информация о практике экологического менеджмента в рамках нормативно-правовой базы.

Положения об экологической отчетности в Стандарте ИПДО 2019 обязывают раскрывать как данных об обязательных и совершаемых по собственному усмотрению платежах в рамках нормативно-правовой базы, регулирующей охрану окружающей среды в каждой стране, так и информации о воздействии на окружающую среду.

Почему экологическая отчетность так важна?

Горнодобывающие и нефтегазовые предприятия оказывают серьезное воздействие на окружающую среду. Это воздействие в значительной степени регулируется природоохранными органами, которые обеспечивают соблюдение национального законодательства и нормативных актов.

Экологические платежи компаний нередко являются существенными. Согласно оценкам, в отчетности 14 стран ИПДО раскрыты данные об обязательных экологических платежах за 2018 год на сумму свыше 0,5 млрд долларов США. Экологические налоги могут быть высокими, в зависимости от режима налогообложения каждой страны. Так, согласно оценкам, с 1999 года в рамках ИПДО опубликована информация об экологических налогах на общую сумму 10,5 млрд долларов США, из которых 9 млрд долларов США приходятся на две внедряющие страны — Казахстан и Норвегию.

Воздействие добывающего сектора на окружающую среду является жаркой темой общественных дискуссий. Раскрытие информации об экологических платежах может способствовать повышению уровня информированности населения в районах ведения добычи, стимулировать дискуссии и содействовать ответственному управлению природными ресурсами.

Помимо того, что заинтересованные стороны и общественность получают сведения о соблюдении предприятием обязательных законодательных требований, их, как правило, интересует информация о воздействии на окружающую среду и о любых платежах, совершаемых в соответствии с законательством, нормативными положениями или контрактами.

Основные преимущества экологической отчетности

 

Преимущества для граждан

  • Раскрытие экологических платежей позволяет гражданам понять, насколько горнодобывающие и нефтегазовые предприятия соблюдают национальное законодательство и нормативные требования.

  • Информация о воздействии добывающих предприятий на окружающую среду актуальна для местного населения, проживающего в районе добычи. Она особенно важна для тех общин, которые используют землю, водные ресурсы или природные заповедники как источник средств к существованию или место отдыха.

  • Данные о доходах могут помочь гражданам понять, в какой степени страна зависит от доходов от горнодобывающего и нефтегазового сектора и как уровень этих доходов может меняться по мере осуществления энергетического перехода.

Преимущества для компаний

  • Прозрачность совершаемых компаниями платежей и информации о воздействии на окружающую среду помогает сформировать доверительное отношение со стороны местного населения, проживающего в районе добычи.

  • Раскрытие экологических платежей и информации о воздействии на окружающую среду способствует укреплению социальной лицензии компании на ведение деятельности (общественного согласия).

  • Данные о вкладе добывающего сектора в государственные доходы составляют информационную основу для обсуждения перспектив сектора в партнерстве с правительствами, государственными предприятиями и гражданским обществом.

Преимущества для правительств стран

  • Экологические платежи компаний нередко являются существенными. Прозрачность этих платежей открывает дополнительные возможности для общественного контроля и получения максимальных доходов.

  • Информация о воздействии на окружающую среду предоставляет правительствам инструменты для разработки соответствующих механизмов нормативно-правового регулирования горнодобывающих и нефтегазовых компаний.

  • На основе информации о добывающем секторе, такой как платежи, доходы, контракты и лицензии, правительства получают возможность моделировать положительные последствия энергетического перехода, чтобы лучше понять, как сократить выбросы углерода на национальном уровне.

Данные для информационной поддержки энергетического перехода

По мере повышения приоритетности вопросов энергетического перехода все теснее становится взаимосвязь между экологической отчетностью и раскрытием информации об энергетической политике и энергетическом переходе. Раскрытие обоих этих наборов данных позволяет получить более полную картину. 

«ИПДО обладает потенциалом поддержать страны в переходный период, поскольку надежные данные, которые собираются в обеспечение соответствия требованиям Стандарта, — в случае их публикации и ответственного использования — могут способствовать пониманию путей перехода. Так, на их основе делается выбор и заключаются компромиссы, необходимые для принятия взвешенных решений, обеспечения эффективного управления переходом и учета интересов даже самых уязвимых слоев населения».
Достопочтенная Хелен Кларк, Председатель Правления ИПДО

Экологическая отчетность на практике

В отчетности ИПДО публикуется самая разнообразная информация о воздействии на окружающую среду, включая данные о взносах в экологические фонды и на специальные счета, результаты оценки воздействия на окружающую среду, сведения об использовании водных ресурсов, выбросах и отходах производства, схемы сертификации, экологические обязательства и санкции, а также программы восстановления и экологической реабилитации.

Более 30 стран используют отчетность ИПДО для публикации информации о воздействии на окружающую среду и управлении последствиями.

Экологическая информация актуальна на всех этапах производственно-сбытовой цепи. Например, результаты оценки воздействия на окружающую среду можно включить в информацию о лицензиях и реестрах лицензионных в отчетности ИПДО. Законоположения в области экологического менеджмента часто указываются в контрактах на добычу, заключаемых между компаниями и правительствами, которые подлежат раскрытию в соответствии с требованиями Стандарта ИПДО о прозрачности контрактов.

Гражданское общество в ДРК полагается на информацию в отчетности ИПДО

В отчет ИПДО Демократической Республики Конго за 2017 год, опубликованный в декабре 2019 года, были включены результаты оценки воздействия на окружающую среду для целей выдачи лицензий. В отчет также вошла частично раскрытая компаниями информация об экологических платежах. После публикации отчета одна из местных НПО выдвинула рекомендации по включению в отчетность дополнительных сведений об экологических платежах, результатов оценки воздействия на окружающую среду и подтвержденной аудиторами информации о доле доходов, перечисляемых в фонд экологической реабилитации.

ИПДО Колумбии публикует руководство по раскрытию экологических платежей

ИПДО Колумбии опубликовала руководство по раскрытию экологических платежей в добывающем секторе. В руководстве описаны 14 различных инструментов фискальной политики, начиная с тех, которые применимы ко всем компаниям, и вплоть до сборов и налогов, действующих в нефтегазовой и горнодобывающей промышленности. В Колумбии к таким платежам относятся отчисления за водопользование и лесопользование, страховые взносы, закрытие шахт, лицензии и штрафы. В руководстве разъясняется, кто несет ответственность за сбор этих платежей, как они рассчитываются и на какие цели направляются.

Мониторинг соблюдения социального и природоохранного законодательства в Мексике

В Мексике ИПДО провела предварительное исследование социального и природоохранного законодательства применительно к добывающей промышленности. В исследовании были выявлены возможности для более эффективного раскрытия соответствующих данных, с тем чтобы граждане смогли контролировать фактическое соблюдение законодательных норм и положений. Было установлено, что, хотя нормативно-правовая база является достаточной для предоставления общедоступной информации, в некоторых случаях практическая информация позволит расширить возможности такого контроля. К ним относятся санкции, страховые взносы, восстановление, оценка социального воздействия и воздействия на окружающую среду.

В отчетности ИПДО в Замбии подчеркиваются проблемы экологического надзора

В Замбии компании обязаны в соответствии с ИПДО сообщать о платежах в Фонд охраны окружающей среды. В отчетах ИПДО освещаются проблемы осуществления надзора за Фондом и предложены рекомендации по совершенствованию его организации путем разработки четкой инвестиционной политики, назначения управляющего фондом и обеспечения соблюдения требований Фонда всеми горнодобывающими компаниями. Эти рекомендации переданы на реализацию Министерству горнодобывающей промышленности и разработки минеральных ресурсов.

В Монголии регистрируются бюджетные платежи и возмещения

В Монголии горнодобывающие компании обязаны вносить на экологический счет 50% своего годового бюджета на цели охраны окружающей среды в каждом регионе, где ведется добыча. Эта сумма возмещается компаниям при условии выполнения ими своих обязательств, определенных по итогам оценки воздействия на окружающую среду. В отчете ИПДО за 2018 год говорится, что в 2018 году бюджетные возмещения не производились. В нем также содержится информация о районах добычи, восстановленных в течение отчетного года, и приводится сводная информация о сборах за водопользование и удаление отходов, выплаченных отчитывающимися компаниями.

Представление о водозаборе в Германии

Отчетность ИПДО Германии включает в себя информацию о воздействии на окружающую среду и экологических субсидиях. Водозабор является ключевой особенностью многих горнодобывающих проектов. В большинстве федеративных земель взимают сборы за использование грунтовых и поверхностных вод, что является стимулом для внедрения программ рационального водопользования. С переходом Германии к внедрению Стандарта ИПДО на веб-сайте правительства появилась общедоступная сводная информация о тарифах сборов, взимаемых в секторе добычи природных ресурсов. Такая исчерпывающая сводная информация была опубликована впервые, позволив заинтересованным сторонам получить более глубокое представление об использовании водных ресурсов.

Разъяснение экологических требований в Перу

В отчетности ИПДО в Перу разъясняются экологические требования к предприятиям, осуществляющим крупную и мелкомасштабную добычу полезных ископаемых, в понятном и доступном для заинтересованных сторон формате. В отчетность Перу также включена информация о расходах компаний на экологические и социальные нужды, числе экологических конфликтов и санкций, а также данные об управлении оценкой воздействия на окружающую среду.

Требования к внедряющим ИПДО странам

Требования ИПДО к экологической отчетности охватывают раскрытие информации в двух аспектах. Во-первых, требование 6.1 Стандарта ИПДО обязывает раскрывать существенные экологические платежи в пользу государства. Во-вторых, требование 6.4 поощряет раскрытие информации касательно воздействия на окружающую среду и мониторинга такого воздействия. К данным, раскрываемым в соответствии с этим требованием, относятся:

  • Правовые и административные правила в области экологического менеджмента

  • Базы данных, которые содержат результаты оценки воздействия на окружающую среду, схемы сертификации или аналогичную документацию, касательно экологического менеджмента

  • Информация о процедурах экологического мониторинга и их администрировании

Данные об экологическом и энергетическом переходе, раскрываемые в рамках процесса ИПДО, дополняют данные о воздействии на окружающую среду, публикуемые добывающими компаниями посредством механизмов добровольной отчетности, таких как Глобальная инициатива по отчетности (GRI) и CDP.

Методические материалы по выполнению требований

  • Глобальная инициатива по отчетности разработала стандарты корпоративной отчетности по экологическим вопросам, в том числе в отношении соблюдения требований, оценки поставщиков с точки зрения воздействия на окружающую среду, водных ресурсов и сточных вод, отходов и выбросов.

  • В 2018 году Всемирный банк опубликовал социально-экологические принципы, на которые следует ориентироваться при реализации проектов и оценке их вклада в развитие.

  • Всемирный банк также издал методические рекомендации касательно социально-экологической оценки и обязательств для заемщиков в целях информационной поддержки управления экологическими рисками и последствиями.

  • В методических рекомендациях рассматриваются и другие аспекты экологического менеджмента, такие как загрязнение окружающей среды, биоразнообразие, взаимодействие с заинтересованными сторонами и раскрытие информации.

  • Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) разработано методическое руководство для добывающей промышленности, в том числе по вопросам экологического управления.

  • О программе экологического управления ПРООН

  • Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Принципы ответственного инвестирования и Международный совет по горному делу и металлам (ICMM) собрали заинтересованные стороны для разработки и публикации глобального стандарта управления хвостохранилищами, в том числе в целях публичного раскрытия и обеспечения доступа к информации.

  • В июне 2020 года ЮНЕП опубликовала дискуссионный документ по вопросам управления минеральными ресурсами, включая обзор инструментов и инициатив по обеспечению надлежащего управления в области добычи полезных ископаемых (многие из них связаны с экологическими аспектами).

Environmental reporting

Enabling public scrutiny of data on environmental impact

Environmental reporting is the disclosure of information on the management and monitoring of the environmental impact of the extractives industries. This includes information on legal provisions and regulation. It also includes information on environmental management practices within the regulatory framework.  

Environmental reporting provisions in the 2019 EITI Standard cover both the publication of data on mandatory and discretionary payments related to the environment regulatory framework in each country and information on environmental impact.  

Why is environmental reporting important?

Mining, oil and gas operations have substantial environmental impacts. These impacts are largely regulated by environmental protection agencies, who enforce national legislation and regulations. 

Environmental payments can be substantial. Reporting from 14 EITI countries resulted in the estimated disclosure of over USD 0.5bn in mandatory environmental payments for 2018. Environmental taxes may be higher, depending on each country’s taxation regime. For example, EITI disclosures since 1999 have covered an estimated US10.5 bn in environmental taxes, with US9 bn of these tax payments relating to two implementing countries – Kazakhstan and Norway.

The environmental impact of the extractive industries is often a focal point of public debate. Environmental disclosures can raise awareness among affected communities, stimulate debate and promote responsible natural resource management.

In addition to knowing that there is regulatory compliance, stakeholders and the public may wish to access information on the environmental impact of operations and on any payments made by companies to comply with laws, regulations or contracts.

Key benefits of environmental reporting 

Benefits for citizens 

  • Disclosing environmental payments helps citizens understand whether mining, oil and gas operations are complying with national legislation and regulation.  

  • Information on the environmental impact of operations is relevant for communities affected by operations. It is particularly relevant for communities that depend on the availability of land, water or natural reserves for their livelihoods or for recreation.  

  • Data on extractive sector revenues can help citizens understand the extent to which they are dependent on mining, oil and gas revenue and how these revenues might change as the energy transition progresses.  

Benefits for companies 

  • Transparency over payments and environmental impacts can help build trust with affected communities.  

  • Disclosing environmental payments and information on environmental impacts can strengthen a company’s social license to operate. 

  • Data on the contribution of the extractive sector to national revenue can help inform discussion on the future of the sector in partnership with governments, state-owned enterprises and civil society.  

Benefits for governments 

  • Environmental payments by companies can be substantial. Visibility over these payments can strengthen public scrutiny and help ensure that revenue is maximised.   

  • Governments can use information on environmental impact to ensure that they have the right legal and regulatory controls in place for mining, oil and gas companies.  

  • Governments can use information on the extractives sector, including payments, revenues, contracts and licenses to model the impact of the energy transition and understand how to reduce their own contribution to carbon emissions.   

Data to inform the energy transition  

With an increasing focus on the energy transition, environmental reporting and the public disclosure of information on energy policy and the energy transition are intertwined. Disclosing both sets of information together presents a fuller picture. 

"The EITI can be supportive of the transition, as the robust data gathered to meet its requirements, when published and used responsibly, can advance understanding of transition pathways. It can, for example, inform the choices and trade-offs which will need to be made so that decisions are balanced, the transition is well managed, and vulnerable groups are not left behind."
Rt Hon. Helen Clark, EITI Board Chair

Environmental reporting in action 

A wide range of information on environmental impact has been published through EITI reporting, including data on contributions to environmental funds and special accounts, environmental impact assessments, water management, emissions and residuals, certification schemes, environmental liabilities and sanctions and rehabilitation and remediation programmes.  

Over 30 countries have used EITI reporting to publish information on environmental impact and management.  

Environmental information is relevant through the value chain. For example, information on environmental impact assessments may be included under information on licenses and license registers in EITI reporting. Legal provisions covering environmental management are often contained in extractive contracts concluded between companies and governments, disclosed in accordance with the EITI’s contract transparency requirements.  

Civil society in the DRC builds on information in EITI reporting

The 2017 EITI Report by the DRC, published in December 2019, included information on the evaluation of environmental impact assessments for the purposes of granting licenses. It also included partial disclosures of environmental payments by companies. Following the report publication, a local NGO published recommendations encouraging the expansion of reporting to include additional environmental payments, the publication of environmental impact assessments and the audit of the revenues allocated to the rehabilitation fund.   

Colombia EITI produces guide to environmental payments

The EITI in Colombia has published a guide to environmental payments in the extractive sector. The guide identifies 14 different fiscal instruments, ranging from those applicable to all companies to fees and taxes specific to oil, gas and mining. In Colombia these include payments for water and forest use, insurance, mine closure, licenses and fines. The guide explains who is responsible for collecting these payments and how they are calculated and used.  

Monitoring compliance with social and environmental regulation in Mexico

In Mexico, the EITI conducted a scoping study of social and environmental regulation affecting the extractive industry. The study identified opportunities to improve the disclosure of relevant data to allow citizens to monitor actual compliance with norms and regulations. It found that while the legal and regulatory framework is adequate to provide public information, there are cases in which information on practice will improve monitoring capacity. These include sanctions, insurance, remediation, social impact evaluations and environmental impact.  

EITI reporting in Zambia highlights challenges in environmental oversight

In Zambia, companies are required under the EITI to report payments to the Environmental Protection Fund (EPF). EITI reports have highlighted challenges in the oversight of the EPF and recommended improving its implementation by setting up a clear investment policy, appointing a fund manager and ensuring that all mining companies comply with the EPF requirements. These recommendations are being followed up by the Ministry of Mines and Mineral Development.  

Mongolia documents budgetary payments and refunds

In Mongolia, mining companies are required to deposit 50% of their annual budget for environmental protection to the environmental protection account in each region of operation. This amount is refunded to the companies on meeting their obligations as set out in environmental impact assessments. The 2018 EITI Report documents that no refunds were made in 2018. It further provides information on production areas rehabilitated during the year as well as an overview of water and waste fees paid by reporting companies. 

Understanding water extraction in Germany

Germany’s EITI reporting covers environmental aspects and subsidies. Water extraction is a key feature of many mining projects. Most states levy fees for the use of ground and surface water, which act as incentives for a sustainable water management programme. Following an initiative by the EITI in Germany, an overview of fee rates in Germany’s natural resources sector is publicly accessible on the government website. This is the first time that such a comprehensive overview has been published, giving stakeholders greater insights into the management of water resources. 

Explaining environmental requirements in Peru

EITI reporting in Peru explains environmental requirements for large and small-scale mining in a way that is clear and accessible for stakeholders. Reporting in Peru has also included information on environmental and social management expenditures by companies, the number of environmental-related conflicts and sanctions and data on the management of impact assessment evaluations.  

Requirements for EITI implementing countries 

EITI environmental reporting requirements covers two areas of disclosure. Firstly, Requirement 6.1 in the EITI Standard requires the disclosure of material environmental payments to governments. Secondly, Requirement 6.4 encourages the disclosure of information related to environmental impact and monitoring. Data reported under this requirement has included:  

  • Legal and administrative rules for environmental management  

  • Databases of environmental impact assessments, certification schemes or similar documentation relating to environmental management 

  • Information on environmental monitoring procedures and their administration.  

Environmental and energy transition data reported through the EITI complements data on environmental impact published by extractive companies through voluntary reporting mechanisms such as the Global Reporting Initiative and the CDP. 

Helpful resources for implementation  

  • The Global Reporting Initiative has developed standards for corporate reporting on environmental issues including compliance, supplier environmental assessment, water and effluents, waste and emissions.  

  • In 2018, the World Bank published the environmental and social framework for guiding projects and its contribution to development.  

  • The World Bank has also issued guidance on environmental assessments and commitments for borrowers, aiming at informing the mitigation of environmental risks and impact. Other aspects of environmental management, such as pollution, biodiversity and stakeholders engagement and disclosure are covered in their guidance.

  • The United Nations Development Programme (UNDP) has developed guidance for the extractive industries, including on environmental governance.

  • The United Nations Environment Programme, the Principles for Responsible Investment (PRI) UNEP and the International Council on Mining and Metals (ICMM) convened stakeholders to develop and publish a global standard for tailings’ management including public disclosure and access to information. 

  • In June 2020, UNEP published a discussion paper on mineral resource governance including a mapping of governance instruments and initiatives related to mining (many of such related to environmental aspects).