Прозрачность контрактов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КОНТРАКТОВ ДЛЯ ГРАЖДАН

Что такое прозрачность контрактов?

Когда страны ИПДО принимают обязательство обеспечить прозрачность контрактов, они выражают готовность публиковать в открытом доступе полный текст любого контракта, лицензии, концессионного договора или другого соглашения, регулирующего разработку нефтегазовых и минеральных ресурсов.

Контракты, лицензии и связанные с ними соглашения являются важной частью правовой базы. В них разъясняются права и обязанности всех сторон, участвующих в разведке и добыче нефти, газа и других полезных ископаемых.

Почему важна прозрачность контрактов?

Прозрачность контрактов позволяет гражданам понять согласованные условия осуществления проектов по добыче ресурсов в стране, контролировать соблюдение этих условий каждой из сторон и определять, кого следует призвать к ответу в случае их несоблюдения.

Раскрытие контрактов также дает возможности для сравнения условий различных контрактов. Это способствует формированию однородной конкурентной среды и помогает правительствам договариваться о более выгодных сделках.

Основные преимущества прозрачности контрактов

Преимущества для граждан

  • Прозрачность контрактов позволяет всем сторонам понять условия, на которых осуществляется добыча нефти, газа и других полезных ископаемых.  

  • Местному населению, проживающему в районе добычи, предоставляется возможность отслеживать потоки доходов в виде налогов и платежей за разработку недр, поступающие национальным, региональным или местным органам власти. Также становится понятно, какие субсидии и налоговые льготы получают компании и какие на них возложены обязательства по защите местных общин и окружающей среды, выплатам на социальные нужды и обеспечению занятости местного населения. Вся эта информация позволяет гражданам следить за выполнением этих обязательств.

Преимущества для компаний

  • Раскрытие условий контрактов стимулирует открытый, подкрепленный фактами диалог, который может способствовать выстраиванию доверия, сглаживанию конфликта и укреплению социальной лицензии компании (общественного согласия) на ведение деятельности. 

  • За счет раскрытия контрактов компаниям становится проще показать, что они выполняют свои финансовые и социальные обязательства, что позволяет устранять репутационные риски.

Преимущества для правительств стран

  • Публикация контрактов в открытом доступе означает возможность их сравнения. За счет этого раскрытие контрактов стимулирует правительственных чиновников к согласованию справедливых условий и препятствует заключению невыгодных для граждан контрактов. Как следствие, прозрачность контрактов помогает формировать однородную конкурентную среду и способствует более эффективному и ответственному управлению добывающим сектором.  

  • Контракты, опубликованные в открытом доступе, проще приводить в исполнение. Все государственные ведомства и министерства располагают информацией об условиях контракта и получают возможность эффективно сотрудничать в целях контроля их соблюдения.   

  • Раскрытие контрактов может способствовать наращиванию потенциала, необходимого для надлежащего управления. Помимо последовательности и сопоставимости, прозрачность контрактов помогает правительствам понять, соответствуют ли условия контракта нормативно-правовой базе страны.  

Прозрачность контрактов на практике в Гане и Чаде

Гана: повышение уровня прозрачности контрактов

Путь Ганы к раскрытию контрактов начался благодаря совместным усилиям правительства, компаний и гражданского общества. В феврале 2018 года правительство учредило общедоступный онлайн-реестр, где были опубликованы 18 крупных нефтяных контрактов, что стало ответом на растущие требования к прозрачности контрактов.

Это позволило правительству укрепить свои системы и продемонстрировать, что правительству и компаниям нечего скрывать, способствуя тем самым созданию более конкурентоспособного инвестиционного климата. Эта практика также обеспечивает эффективное обеспечение соблюдения правил и положений и служит мощным стимулом для должностных лиц заключать выгодные контракты в нефтяном секторе Ганы. 

Чад: инновационные решения для раскрытия контрактов

Будучи нестабильным государством, Чад не располагает ресурсами для систематической публикации условий контрактов и лицензий в Интернете. Однако взятые правительством обязательства наряду с инновационным и ориентированным на решения подходом национального секретариата проложили путь к обеспечению прозрачности контрактов. В соответствии с указом, изданным в ноябре 2019 года, все действующие контракты были размещены ИПДО Чада в формате открытых данных в Интернете. 

  • 36
    стран ИПДО частично раскрыли контракты
  • 900 +
    контракта опубликованы странами ИПДО
  • 16
    компаний поддерживают прозрачность контрактов

Роль ИПДО в повышении прозрачности контрактов

Процессы ИПДО способствуют прогрессу в раскрытии информации о контрактах в странах во многих отношениях, в том числе законодательным путем.

Монголия

В пункте 15.21 контракта на разработку самого важного в стране месторождения — медного рудника Оюу-Толгой — указано, что «настоящее соглашение должно быть опубликовано в открытом доступе». Правительство опубликовало как первоначальный контракт от 2009 года, так и поправку к нему от 2015 года.

Афганистан

Нефтяные контракты содержат следующее положение: «Министерство имеет право сохранить копию настоящего Контракта в Реестре углеводородных ресурсов, а также публиковать и хранить в открытом доступе и передавать в региональные ведомства сведения и отчеты о Контракте, связанных документах и Подрядчике в соответствии с требованием Закона о углеводородных ресурсах...» Условия этих контрактов были опубликованы правительством.

Требования к внедряющим ИПДО странам

В соответствии со Стандартом ИПДО 2019 внедряющие ИПДО страны обязаны:

  • Раскрывать положения любых контрактов и лицензий, предоставленных, заключенных или претерпевших изменения начиная с 1 января 2021 года.

  • Документально отражать политику правительства в области раскрытия условий контрактов и лицензий, регулирующих разведку и разработку нефти, газа и других полезных ископаемых. Сюда относится следующая информация:

    • наличие в законодательстве или политике правительства положений, обязывающих или запрещающих раскрытие контрактов и лицензий;

    • пояснение любых отступлений от политики;

    • пояснение касательно места изложения политики — в законах, контрактах или других нормативных актах;

    • документальное подтверждение обсуждений в многосторонних группах заинтересованных сторон по вопросам государственной политики в отношении раскрытия контрактов;

    • реформы в отношении раскрытия условий контрактов, которые планируются или уже проводятся;

    • обзор контрактов и лицензий, опубликованных в открытом доступе. сюда относится список всех действующих контрактов и лицензий с соответствующими ссылками;

    • пояснение правовых или практических препятствий, затрудняющих публикацию условий тех или иных контрактов.

Разберитесь в терминах: требуется, ожидается и поощряется.

Сроки выполнения требований

Обязательным требованием является раскрытие условий всех контрактов и лицензий, предоставленных, заключенных или претерпевших изменения начиная с 1 января 2021 года.

Внедряющие страны поощряются к публикации в открытом доступе любых контрактов и лицензий, которые устанавливают условия разработки нефти, газа и полезных ископаемых (заключенных до 2021 года).

Ожидается, что многосторонняя группа заинтересованных сторон согласует и опубликует план раскрытия условий контрактов с указанием четких сроков его реализации и мер, направленных на устранение препятствий к полному раскрытию информации. Этот план будет интегрирован в рабочие планы на 2020 и последующие годы.

Методические материалы по выполнению требований

Список стран ИПДО, которые частично раскрыли свои контракты приведен в базе данных NRGI.

Примеры порталов с опубликованными контрактами: Гана, Мексика, Филиппины.

Сообщество прозрачности контрактов

Это форум, предоставляющий правительствам возможности для обмена опытом, распространения передовых методов и продвижения практики обеспечения прозрачности контрактов в рамках ИПДО.

Члены сообщества демонстрируют лидерскую позицию и добиваются поддержки со стороны правительств других стран, чтобы прозрачность контрактов стала стандартной практикой.

К сообществу уже присоединились правительства Армении, Ганы, Гвинеи, Демократической Республики Конго, Замбии, Индонезии, Камеруна, Малави, Мексики, Мозамбика, Монголии, Мьянмы, Нигерии, Республики Конго, Сенегала, Сан-Томе и Принсипи, Филиппин и Чада.

Contract transparency

MAKING CONTRACTS ACCESSIBLE FOR CITIZENS

What is contract transparency?

When EITI countries commit to contract transparency, they accept to publicly disclose the full text of any contract, license, concession or other agreement governing the exploitation of oil, gas and mineral resources.

Contracts, licenses and associated agreements are important parts of the legal framework. They explain the rights and obligations of all parties involved in the exploration and production of oil, gas and minerals.

Why is contract transparency important?

Contract transparency allows citizens to understand the agreed terms for extractive projects in their countries, to check that every party is following them and to determine who is accountable for non-compliance.

Contract disclosure also allows for comparison of different contracts. This can create a more level playing field and enable governments to negotiate better deals.

Key benefits of contract transparency

Benefits for citizens

  • Contract transparency enables all parties to understand the terms on which oil, gas and mining takes place.  

  • Communities affected by extractives operations can see how revenue from royalties and taxes flows to national, regional or local governments. They can see what subsidies and tax incentives are awarded to companies. They can understand what obligations are placed on companies to protect communities and the environment, make social payments or provide local employment. Knowing all these enables citizens to monitor compliance with these obligations.

Benefits for companies

  • Disclosing the terms of contracts supports open, fact-based dialogue that can help build trust, reduce conflict and reinforce a company’s social license to operate

  • Contract disclosure makes it easier for companies to show that they comply with their financial and social obligations, helping them to address reputational risks.

Benefits for governments

  • When contracts are disclosed they can be compared. Contract disclosure therefore incentivises government officials to arrange fair contracts and deters them from concluding contracts that are disadvantageous to citizens. Contract transparency therefore helps create a level playing field for business and supports stronger and more capable management of the extractives sector.  

  • Contracts that are disclosed can be more easily enforced. All agencies and ministries within government become aware of the contract terms and can collaborate more effectively to ensure that contract terms are maintained.   

  • Disclosing contracts can help increase the capacity for good governance. As well as consistency and comparability, contract transparency helps governments understand if contract terms are in-line with a country’s legal framework.  

Contract transparency in action in Ghana and Chad

Ghana: Accelerating contract transparency

Ghana’s journey to contract disclosure has been possible due to combined efforts by governments, companies and civil society. In February 2018, the government launched an online public register with 18 major petroleum contracts, responding to increased demands for contract transparency.

This has enabled the government to strengthen its systems and show that government and companies have nothing to hide, thereby promoting a more and competitive investment climate. This practice also enables effective enforcement of rules and regulations and provides a powerful incentive for officials to negotiate strong contracts in Ghana’s petroleum sector. 

Chad: Innovative solutions for contract disclosure

 

As a fragile state, Chad lacks the resources to systematically publish contracts and licenses online. Yet commitment from the government, along with the national secretariat’s innovative and solution-oriented approach, has paved the way to contract transparency. Following a decree in November 2019, ITIE-Chad collated existing contracts in open data formats, available online. 

  • 36
    EITI countries have disclosed some contracts
  • 900 +
    contracts have been published by EITI countries
  • 16
    companies support contract transparency

EITI’s role in contract transparency

EITI processes are helping countries advance contract disclosure in many ways, including in sector-wide legislation.

Mongolia

The contract for the most important mine in the country—the Oyu Tolgoi copper mine—states in clause 15.21 that “This Agreement shall be made public.” The government has published both the original 2009 contract and the 2015 contract amendment.

Afghanistan

The petroleum contracts state: “The Ministry shall have the right to keep a copy of this Contract in the Hydrocarbons Register, publish and keep publicly available and distribute to provincial offices such information and reports on the Contract, related documents and the Contractor as is required pursuant to the Hydrocarbons Law….” These contracts have been published by the Government.

Requirements for EITI implementing countries

Under the 2019 EITI Standard, implementing countries are required to:

  • Disclose any contracts and licenses that are granted, entered into or amended after 1 January 2021.

  • Document government’s policy on the disclosure of contracts and licenses that govern the exploration and exploitation of oil, gas and minerals. This includes:

    • A description of whether legislation or government policy requires or prohibits disclosure of contracts and licenses

    • An explanation of any deviations from the policy

    • An explanation of whether the policy is stated in laws, contracts or other regulations

    • Documentation of discussions in multi-stakeholder groups on government policy regarding contract disclosure

    • Reforms relevant to contract disclosure that are planned or underway

    • An overview of which contracts and licenses are publicly available. This includes a list of all active contracts and licenses with corresponding links.

    • An explanation of legal or practical barriers that prevent contracts from being published

Understand more about the terms: required, expected and encouraged.

Deadlines for requirements

All contracts and licenses that are granted, entered into or amended after 1 January 2021 should be disclosed.

Implementing countries are encouraged to publicly disclose any contracts and licenses that provide the terms attached to the exploitation of oil, gas and minerals (entered into before 2021).

The multi-stakeholder group is expected to agree and publish a plan for disclosing contracts with a clear time frame for implementation and addressing any barriers to comprehensive disclosure. This plan will be integrated into work plans covering 2020 onwards.

Helpful resources for implementation

For a list of EITI countries that have disclosed some of their contracts, see NRGI’s database.

For contract portals, see examples from Ghana, Mexico, Philippines .

The contract transparency network

A forum for governments to share experiences, provide expertise and champion the publication of contracts within EITI.

The members of the network aim to show leadership on this agenda and rally support from other governments to make contract transparency the default practice.

Governments from Armenia, Cameroon, Chad, Democratic Republic of Congo, Ghana, Guinea, Indonesia, Malawi, Mexico, Mongolia, Mozambique, Myanmar, Nigeria, Philippines, Republic of Congo, Senegal, São Tomé and Príncipe and Zambia have joined the network.